Закрыть ... [X]

1. Приговор суда иностранного государства может быть признан и исполнен на территории Украины в случаях и в объеме, предусмотренных международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.

2. В случае отсутствия международного договора положения этой главы могут быть применены при решении вопроса о передаче осужденного для дальнейшего отбывания наказания.

3. Запрос об исполнении приговора суда иностранного государства, кроме запроса о передаче осужденного лица, Министерство юстиции Украины рассматривает в течение тридцати дней с момента поступления запроса. Если запрос и дополнительные материалы поступили на иностранном языке, этот срок продлевается до трех месяцев.

4. При рассмотрении запроса об исполнении приговора суда иностранного государства в соответствии с частью третьей этой статьи Министерство юстиции Украины выясняет наличие оснований, предусмотренных международным договором Украины, для его удовлетворения. С этой целью Министерство юстиции Украины может запрашивать необходимые материалы и информацию в Украине или в компетентный орган иностранного государства.

5. Установив соответствие запроса о признании и исполнении приговора суда иностранного государства условиям, предусмотренным международным договором Украины, Министерство юстиции Украины направляет в суд ходатайство о признании и исполнении приговора суда иностранного государства и передает имеющиеся материалы.

6. При отказе в удовлетворении запроса министерства юстиции Украины сообщает об этом иностранный орган, от которого поступил запрос, с разъяснением оснований отказа.

7. Не подлежат исполнению в Украине приговоры судов иностранных государств, принятые заочно (in absentia), то есть без участия лица во время уголовного производства - кроме случаев, когда приговоренному лицу была вручена копия приговора и предоставлена возможность его обжаловать. В удовлетворении запроса об исполнении приговора суда иностранного государства может быть отказано, если такое исполнение противоречит обязательствам Украины по международным договорам Украины.

8. Решение вопроса о признании и исполнении приговора суда иностранного государства в части гражданского иска решается в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Украины.

9. В случаях, предусмотренных международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, если приговор суда иностранного государства предусматривает наказание в виде лишения свободы, Министерство юстиции Украины направляет заверенную копию запроса, предусмотренного этой статьей, прокурору для обращения к следственному судье с ходатайством о применении меры пресечения до решения вопроса об исполнении приговора суда иностранного государства.

1. Одним из процессуальных видов взаимодействия в уголовном судопроизводстве является признание и исполнение решений (приговоров) иностранных судов. Признание и исполнение иностранных судебных решений имеет большое значение во всех сферах общественной жизни: в экономической, правовой и т.д. Цели правосудия могут быть реализованы только в том случае, когда решения, вынесенные компетентным судом, приводятся в исполнение. В случае, когда речь идет о иностранное судебное решение, то необходимым условием будущего исполнения является его признание соответствующими компетентными органами запрашиваемого государства и обращение к исполнению (в сферу исполнительной юрисдикции).

Главой 46 Уголовного процессуального кодекса определяются основания и порядок, условия, сроки, субъекты признания и исполнения приговоров судов иностранных государств и международных судебных учреждений, в том числе и в производстве по передаче осужденных лиц.

В статье, которая комментируется, речь идет о процессуальное решение и о его значении для выполнения задач, стоящих перед уголовным судопроизводством, и имеется в виду приговор как важнейший акт правосудия. Приговор суда - это итоговый процессуальный документ, с четко определенными законодателем форме, а также требованиями, которые к нему предъявляются. Согласно ч. 1. ст. 369 Уголовного процессуального кодекса судебное решение, в котором суд решает обвинения по существу, излагается в форме приговора. Судебное решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Законным является решение, принятое компетентным судом в соответствии с нормами материального права с соблюдением требований относительно уголовного производства, предусмотренных УПК. То есть любое процессуальное решение, в том числе и приговор суда, должно строго соответствовать требованиям национального материального и процессуального права.

Обоснованным является решение, принятое судом на основании объективно выясненных обстоятельств, которые подтверждены доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства и оцененными судом в соответствии со ст. 94 УПК.

Мотивированным является решение, в котором приведены надлежащие и достаточные мотивы и основания его принятия.

Следует отметить, что судебное решение признается иностранным, если оно принято судом в одном государстве, а подлежит исполнению в другом государстве.

Нормативно-правовым основанием для признании и исполнении приговора иностранного суда определяется наличие международного договора, согласие необязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины. Сейчас Украина является участником многих двусторонних соглашений и многосторонних договоров по вопросам международного сотрудничества в уголовном процессе вообще и признания и исполнения иностранных судебных решений в частности.

Согласно ст. 124 Конституции Украины обязательны для выполнения на всей территории Украины являются только судебные решения, принятые судами именем Украины. Таким образом, юрисдикция судов иностранных государств не может распространяться на территорию Украины и, соответственно, судебные решения одного государства действуют только на ее территории и не имеют правовых последствий на территории другого государства без согласия последнего. Такое согласие государства могут предоставлять путем заключения международных договоров, согласие на обязательность которых должна быть предоставлена их органами законодательной власти. Согласно ст. 124 Конституции Украины и ст. 19 Закона Украины "О международных договорах Украины" действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Таким образом, международные договоры, регулирующие признание и исполнение судебных решений иностранных судов по уголовным делам, ратифицированные парламентом, являются частью национального законодательства Украины.

Кроме того, в Законе Украины "О судоустройстве и статусе судей" от 2010 г. закреплено, что судебные решения других государств являются обязательными к выполнению на территории Украины при условиях, определенных законом Украины согласно международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Понятно, что, исходя из этих положений, в Украине должны признаваться и исполняться решения иностранных судов, в том числе и в уголовных делах.

Международными договорами, регулирующими институт признания и исполнения иностранных судебных решений в уголовных делах, являются, в частности, Европейская конвенция о международной действительности уголовных приговоров от 28.05.1970 г.2 (далее - Конвенция 1970 г.), ратифицирована Украиной с заявлениями и оговорками Законом от 26.09.2002 г., вступило в силу 12.06.2003 р.3; Конвенция о передаче осужденных лиц от 21.03.1983 р.4 (соответствующий закон о присоединении от 22.09.1995 г.&) и Дополнительный протокол к ней от 22.09.1995 р.6 (ратифицирован 03.04.2003 р7.); Конвенция ООН о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они є8, от 19.05.1978 г. (ратифицирована Президиумом ВС СССР 1979 г.; вступил в силу 26.08.1979 г.); Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957 р.9 (ратифицирована Законом от 16.01.1998 г.) с двумя Дополнительными протоколами к неї0; Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями от 30.11.1964 г. (вступила в силу для Украины 22.09.1996 г.1); Конвенция о передаче уголовного производства в уголовных делах от 15.05.1972 р.2 (Украина присоединилась к нему в соответствии с Законом от 22.09.1995 р.8); Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в 1997 г. (действует между государствами - участниками СНГ); Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 06.03.1998 г. (вступило в силу 19.02.1999 г.).

Следует отметить, что институт признания и исполнения иностранных судебных решений ранее не был урегулирован на должном уровне уголовно-процессуальным законодательством, хотя довольно часто судам приходилось сталкиваться с этой категорией дел и решать их, не нарушая принципа законности, выносить решения, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым к процессуальных решений (законность, обоснованность, мотивированность). Таким образом, указанная сфера международного сотрудничества в целом урегульовувалася в многосторонних и двусторонних международных правовых договорах. Анализ международно-правовых документов и специальной литературы позволяет прийти к выводу о том, что, реализуя исследуемую форму международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, возможным является признание и исполнение таких решений: обвинительных приговоров, вступивших в законную силу (относительно санкций, которые включают лишение свободы, штрафы и конфискации, лишение прав; путем надзора за условно осужденными и условно освобожденными); других решений (постановления о содержании лица под стражей; решений о транзите по территории третьего государства; решений о применении принудительных мер медицинского характера, которое вступило в законную силу).

Следует отметить, что, кроме указанного, важным элементом нормативно-правового основания является наличие в национальном законодательстве соответствующих положений, которые бы позволяли максимально широко реализовывать те международно-правовые обязательства, которые Украина взяла на себя в соответствии с международно-правового договора. Следует учитывать, что Законом Украины "О международных договорах Украины" предусмотрено, что международные договоры, которые непосредственно касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина (а договоры о передаче осужденных лиц для дальнейшего отбывания наказания, бесспорно, касаются их), заключаемых от имени Украины и подлежат обязательной ратификации Верховной Радой Украины, или по ним Верховной Радой Украины должно быть вынесено решение о присоединении или о принятии международного договора (в форме закона).

Уголовно-процессуальный кодекс 1960 г. не определял порядка рассмотрения таких дел, а это, в свою очередь, приводило к таким проблемам, как, например, определение подсудности, состава суда при рассмотрении дел этой категории, четкого определения процессуальных прав осужденного, процессуального порядка рассмотрения дела вообще и ряда других питань6.

Среди важных вопросов при рассмотрении признания и исполнения решений иностранных судов по уголовным делам является вопрос об их юридическую силу. Европейская конвенция о международной действительности уголовных приговоров 1970 г. (далее - Конвенция 1970 г.) определяет такое круг решений, подлинность которых признается государствами - членами договора: "Европейское судебное решение в уголовных делах" - любое окончательное решение, вынесенное уголовным судом договорной стороны в результате производства по уголовному делу.

Такая характеристика, как "окончательность", означает, что решение не может быть изменено или отменено, обжаловано; оно является полным, полным, решающим. Однако сама же Конвенция определяет в ст. 13 право осужденного на возможность пересмотра решения.

Считаем, что "окончательность" указывает на невозможность решать вопрос о пересмотре приговора в другом договаривающемся государстве - это прерогатива государства вынесения приговора. В таком случае утверждение полностью согласуется с ч. 2 ст. 10 Конвенции. Как отмечает А.Г. Маланюк, в этом случае целесообразно использовать термин "решение, которое вступило в законную силу". На указанной характеристике делает акцент и Конвенция о передаче осужденных лиц 1983 г.3;

- "приговор" -означает установление санкции;

- "санкции" - означает любое наказание или другое мероприятие, ясно возложена на лицо в отношении преступления в европейском судебном решении по уголовным делам или в "ordonance penale";

- "лишение прав" - означает ограничение или потерю правоспособности;

- "приговор, признание вынесенный в отсутствие обвиняемого" - означает любое решение, вынесенное судом договаривающегося государства после уголовного производства, на слушаниях которого осужденное лицо не присутствовала лично;

- "постановление по уголовным делам ("ordonance penale") - любое решение, вынесенное в другом договаривающемся государстве и перечисленное в Приложении III к Конвенции 1970 г. (касается отдельных стран, учитывая особенности национального законодательства).

Предпосылкой исполнения судебного решения является его признание. Под признанием необходимо понимать распространение законной силы решения иностранного суда на территорию Украины в порядке, предусмотренном законодательством (такое определение дано и в Законе Украины "О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов", который утратил силу в связи с вступлением в силу нового ГПК). Под решением иностранного суда следует понимать любое решение, вынесено уполномоченным на это судом (или иным компетентным органом) иностранного государства в процессе уголовного производства и вступило в законную силу.

Под исполнением решения иностранного суда следует понимать применение всех возможных законных средств для реализации положений международных договоров, запросов исполнения таких решений в Украине в порядке, предусмотренном национальным законодательством.

Институт признания и исполнения иностранных судебных решений составляет систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере международного сотрудничества в уголовном процессе деятельность уполномоченных на то субъектов, которая заключается в проведении процессуальных действий и принятии процессуальных решений, в связи с распространением в законную силу решения иностранного суда на территории Украины и применением всех возможных законных средств для их реализации в соответствии с принятыми международно-договорными обязательствами.

2. Частью 2 комментируемой статьи определяется, что в случае отсутствия международного договора положения этой главы могут быть применены при решении вопроса о передаче осужденного для дальнейшего отбывания наказания, поскольку при реализации указанного института - передачи осужденного для дальнейшего отбывания наказания - речь также идет о признании и исполнении решения иностранного суда и, соответственно, правила его реализации одинаковы.

3. Частью 3 комментируемой статьи определяется повод для признания и исполнения решения иностранного суда - запрос об исполнении приговора. Согласно раздела 2 Конвенции о международном действии уголовных приговоров все запросы должны быть составлены в письменной форме и сопровождаются оригиналом или заверенной копией решения, выполнение которого запрашивается, и всеми другими необходимыми документами. Запрос, поручение - это просьба, обращение компетентного органа одного государства к компетентного органа иностранного государства, основанное на международно-правовых нормах и национальном законодательстве, обычаях, воплощенное в надлежащую процессуальную форму о совершении отдельных процессуальных действий. Обязательным условием направления поручения (запроса, ходатайства) является соблюдение письменной формы, что предусмотрено международными договорами, Венской конвенцией о праве международных договоров (п. 2 ст. 2)в некоторых государствах национальным законодательством (например, Федеральным Законом РФ "О международных договорах Российской Федерации". Интересным является положение, закрепленное в ч. 1 ст. 4 Договора между Украиной и США, которое делает возможным в неотложных случаях принятия запроса или в иной форме. В таком случае он подлежит письменному подтверждению в течение 10 дней, если центральный орган запрашиваемого государства не соглашается о другом.

Анализ многосторонних и двусторонних международных договоров, положений национальных законодательств позволяет сделать вывод о наличии следующих обязательных реквизитов запроса (поручения, ходатайства): 1) наименование органа, от которого направляется запрос; 2) наименование уголовного дела и характер запроса; 3) наименование и местонахождение органа, которому адресуется запрос; 4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате (день, месяц, год) и место их рождения, гражданство, род занятий, место жительства или пребывания; 5) изложение обстоятельств, которые необходимо выяснить, перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; б) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса, в случае необходимости - данные о размере ущерба, причиненного этим преступлением.

Понятно, что для успешного выполнения запроса и соответственно решение, что в нем заложено, необходимым и важным является: 1) указание цели, которой необходимо достичь запрашиваемой стороне. Это связано прежде всего с разнообразием уголовных процедур в зависимости от правовой системы государства. Отмечая конкретную цель, компетентный орган запрашивающего государства освобождает себя, запрашиваемое государство от бессмысленного трата времени и средств; 2) оснований применения и описание конкретной процедуры, выполнение которых желательно обеспечить в интересах запрашивающего государства (в запросе необходимо давать разъяснения по сути вопроса и характера уголовного преследования или судебного разбирательства, указывать наименование и функции органа, осуществляющего уголовное преследование или судебное разбирательство; если необходимо соблюдение "безопасностью", следует указать мотивы такого решения. До запроса (поручения) необходимо добавлять надлежащим образом заверенные, санкционированные в случаях, предусмотренных законом, постановления для производства отдельных следственных действий).

В ч. 3 комментируемой статьи указано, что запрос об исполнении приговора суда иностранного государства рассматривается Министерством юстиции Украины. Вопросами, связанными с осуществлением международного сотрудничества в его структуре, обеспечением соблюдения и выполнения обязательств, взятых по международным договорам Украины по правовым вопросам, осуществлением защиты интересов Украины в Европейском суде по правам человека, адаптацией законодательства Украины к законодательству ЕС занимается Департамент международного права и сотрудничества. Структурным подразделением Департамента международного права и сотрудничества управления международного частного права и международной правовой помощи, непосредственно вопросами выполнения международных договоров по вопросам уголовного судопроизводства занимается отдел исполнения международных договоров по вопросам уголовного судопроизводства.

Срок рассмотрения, предоставленный Министерству юстиции Украины, составляет тридцать дней с момента поступления запроса об исполнении приговора суда иностранного государства. В случаях, когда запрос и соответствующие документы поступили на иностранном языке, то срок рассмотрения продлевается до трех месяцев.

4. Частью 4 комментируемой статьи предусматривается, что при рассмотрении запроса об исполнении приговора суда иностранного государства, Министерство юстиции выясняет наличие оснований, предусмотренных международным договором Украины, для его удовлетворения. В этом случае речь идет прежде всего об определении нормативно-правового основания и выяснения вопроса относительно статуса международного договора как для государства вынесения приговора, так и для государства его исполнения. Применению подлежат те международные договоры, которые действуют как для Украины, так и для иностранного государства, которая запрашивает исполнения приговора.

Кроме того, запрос исследуется на предмет его соответствия по форме и содержанию, которые, как правило, определенные соответствующим международным договором. Например, Договором между Украиной и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских и уголовных делах от 24.05.1993 г. (ратифицированным ВРУ 04.02.1994 г.) в ст. 95 определено, что ходатайство о признании приговора составляется в письменной форме и к нему прилагаются: оригинал или заверенная копия решения, которые имеют подтверждение правомерности и необходимости выполнения; текст примененных правовых положений, а также положений, касающихся условного освобождения; по возможности полные данные об осужденном, его гражданство, а также место жительства или пребывания; справка о период лишения свободы или применения обеспечительных мер, подлежащего зачислению; протокол, составленный с участием осужденного, с указанием его согласия на принятие исполнения наказания в виде лишения свободы или применения обеспечительных мер; другие документы, которые могут иметь значение для принятия решения по ходатайству; перевод на языке другой договаривающейся стороны ходатайство и указанных документов.

Если запрашиваемое государство считает, что информация, предоставленная запрашивающим государством, является недостаточной для решения вопроса с рассмотрения запроса, она может запрашивать необходимую дополнительную информацию, иногда с определением соответствующего срока для предоставления приложений.

то Есть с целью качественного и полного рассмотрения залитую Министерство юстиции Украины может запрашивать необходимые материалы и информацию в Украине или в компетентный орган иностранного государства.

Согласно Европейской конвенции о международной действительности уголовных приговоров, санкция (как наказание или другое мероприятие, которое наложено на лицо судебным решением по уголовному делу за совершение преступления) подлежит исполнению в случае выполнения одного или более из следующих условий: двойной преступности деяния, то есть в запрашивающей и запрашиваемой государствах такое деяние должно быть признано уголовным законом преступлением; если осужденное лицо постоянно проживает в запрашиваемом государстве; если исполнение санкции в запрашиваемом государстве вероятно улучшит перспективы социальной реабилитации осужденного лица; если, в случае, когда санкция предусматривает лишение свободы, санкция может быть выполнена после выполнения другой санкции, предусматривающей лишение свободы, которое осужденный отбывает или должен отбыть в другом государстве; если другое государство является государством происхождения осужденной и заявила о своем желании принять ответственность за выполнение такой санкции; если запрашивающее государство считает, что она сама не может выполнить санкцию, даже с помощью выдачи, а запрашиваемое государство может.

5. Установив соответствие запроса о признании и исполнении приговора суда иностранного государства условиям, предусмотренным международными договорами Украины, Министерство юстиции направляет в суд первой инстанции, в пределах территориальной юрисдикции которого находится место жительства или последнее известное место жительства осужденного лица, либо место нахождения имущества этого лица, а в случае их отсутствия - место расположения Министерства юстиции Украины ходатайство о признании и исполнении приговора суда иностранного государства и передает имеющиеся материалы.

6. По результатам рассмотрения запроса об исполнении приговора суда иностранного государства Министерством юстиции Украины может быть вынесено решение об отказе в его удовлетворении. Так, согласно Европейской конвенции о международной действительности уголовных приговоров, в исполнении, запрошенному в соответствующем порядке, не может быть отказано полностью или частично, за исключением случаев, когда исполнение противоречит основным принципам правовой системы запрашиваемого государства, когда запрашиваемое государство считает, что преступление, за которое вынесен приговор, имеет политический характер или является чисто военным; когда запрашиваемое государство считает, что существуют существенные основания для вывода о том, что вынесение приговора или его суровость обусловлены расовыми, религиозными, национальными соображениями или политическими убеждениями; когда исполнение противоречило бы международным обязательствам запрашиваемого государства; когда деяние уже является предметом преследования в запрашиваемом государстве или когда запрашиваемое государство решает начать преследование в отношении этого деяния; когда компетентные органы запрашиваемого государства решили не начинать преследования или прекратить уже начатое преследование в отношении того же деяния; когда деяние было совершено вне территории запрашивающего государства; когда запрашиваемое государство не может выполнить санкцию; когда не удовлетворяются условия, удовлетворение которых требуется (указанные в комментарии п. 4 ст. 602); когда запрашиваемое государство считает, что запрашивающее государство само может выполнить санкцию; когда возраст осужденного на момент совершения преступления был таким, что она не могла бы быть наказана в запрашиваемом государстве; когда в соответствии с законодательством запрашиваемого государства, наложенная санкция уже не может быть выполнена за сроком давности; когда и в той мере, в которой приговор устанавливает лишение прав. Решение об отказе в удовлетворении запроса должно быть мотивированным и содержать разъяснения оснований отказа. Законом Украины "О ратификации Европейской конвенции о международной действительности уголовных приговоров 1970 г." к Конвенции сделаны оговорки относительно условий отказа в исполнении залитую. Так, Украина будет отказывать в исполнении санкции за деяние, которое согласно законодательству Украины за совершение соответствующего деяния назначает лишь административный орган; в связи с истечением сроков давности; если санкции вынесены в отсутствие подсудимого.

7. Частью 7 комментируемой статьи предусматривается, что в Украине не подлежат исполнению приговоры судов иностранных государств, принятые заочно (in absentia). Следует отметить, что в некоторых государствах, и это положение закреплено Конвенцией 1970 г., приговоры, вынесенные заочно, могут быть признаны и исполнены. Приговор, вынесенный заочно, - это любой приговор, вынесенный судом в договаривающемся государстве после уголовного производства, на слушаниях которого осужденное лицо не присутствовала лично.

Национальное уголовное процессуальное законодательство исходит из позиции обязательного участия подсудимого в судебном разбирательстве, направленной на обеспечение прав подсудимого, ведь для того, чтобы защищать свои права, подсудимый может принимать активное участие в доказывании (в частности давать показания), представлять доказательства, реализовывать закрепленное в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод на "конфронтацию", выступать в судебных прениях, обращаться к суду с ходатайствами и т.д. Считаем, что в результате такого заочного рассмотрения дела и вынесения заочного приговора может ставиться вопрос о нарушении конституционных прав граждан. Лицо имеет право на справедливое судебное разбирательство, суть которого в том, что каждый при решении вопроса об обоснованности любого уголовного обвинения, предъявленного ему, имеет право на справедливое и открытое судебное разбирательство в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом с возможностью реализации минимальных процессуальных гарантий: презумпции невиновности, состязательности сторон и равенства средств доказывания, право на правовую помощь. Именно на нарушение этого права, установленного ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека (Решение по делам "Лукасова против России", "Голдер против Соединенного Королевства", "Где Жуфр де ля Прадель против Франции", "Эйри против Ирландии", "Костовські против Нидерландов", "Алленет Где Ребемон против Франции" и т.п.).

Второй Дополнительный Протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей в ст. 3 дополняет Конвенцию о выдаче правонарушителей положением о "судебное решение, постановленное в отсутствие обвиняемого лица". Однако государство потенциального исполнение решения может отказать в исполнении такого решения путем отказа от выдачи, если, по мнению последней, во время производства по делу, в результате которого было провозглашено судебное решение, не были обеспечены минимальные права на защита. которые признаются за каждым человеком, который обвиняется в совершении уголовного правонарушения. Однако выдача может осуществляться в случае предоставления гарантий по обеспечению соответствующему лицу права на повторное судебное разбирательство, которое гарантирует право на защиту. Такое решение позволяет запрашивающему государству или обратить к исполнению постановленное судебное решение (если осужденное лицо не отрицает), или возбудить уголовное преследование.

Анализ Конвенции 1970 г. позволяет прийти к выводу об избирательности государств в исполнении заочных приговоров, несмотря на наличие или отсутствие соответствующего производства в национальных законодательствах государств. Поэтому речь идет именно о возможности признания и исполнения таких приговоров государствами.

Приговоры, принятые без участия лица во время уголовного производства, согласно положения статьи, комментируется, могут быть признаны и исполнены, если приговоренному лицу была вручена копия приговора и предоставлена возможность его обжаловать, т.е. предоставлена возможность реализовать право на обжалование судебного решения.

Если выполнение, которое запрашивается, противоречит обязательствам Украины по международным договорам, то в удовлетворении такого запроса может быть отказано.

8. Решение вопроса о признании исполнения приговора суда иностранного государства в частиш гражданского иска решается в порядке, предусмотренном разделом VIII Гражданского процессуального кодекса "О признании и исполнении решений иностранных судов в Украине", который структурно состоит из двух глав, регламентирующих условия и процессуальный порядок признания и исполнения иностранных судебных решений, которые подлежат принудительному исполнению (ст.ст. 390-398) и иностранных судебных решений, которые не подлежат принудительному исполнению (ст.ст. 390-398). Так, в порядке гражданского судопроизводства могут быть признаны и исполнены приговоры иностранных судов по уголовным делам в части, касающейся возмещения ущерба и причинение убытков (ст. 81 Закона Украины "международное частное право"). ГПК Украины определяет срок предъявления к исполнению иностранного судебного решения - в течение трех лет со дня вступления в законную силу, за исключением решения о взыскании периодических платежей, которое может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение всего срока проведения взыскания с погашением задолженности за последние три года (ст. 391 ГПК).

Для предоставления разрешения на принудительное исполнение необходимо подать ходатайство в суд по месту жительства (нахождения) должника или по местонахождению его имущества в Украине. Такое ходатайство, как правило, подается заинтересованным лицом (взыскателем) либо, если это предусмотрено международными договорами, которые ратифицированы ВРУ в установленном порядке, возможна подача через органы государственной власти.

Ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение должно соответствовать требованиям ГПК Украины относительно формы и содержания (ст. 394). Кроме того, отдельно законодательно определен перечень документов, которые должны быть приложены к такого ходатайства (он определяется международным договором или, в случае отсутствия последнего, по принципу взаимности по договоренности сторон).

Порядок рассмотрения и разрешения ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение иностранного судебного решения, порядок его обжалования определяется ГПК Украины.

9. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, предполагается исполнения наказания по приговору иностранного государства в виде лишения свободы, то как временная мера может быть применена мера пресечения к лицу, в отношении которого запрашивается исполнение приговора иностранного государства, до решения вопроса об исполнении приговора суда иностранного государства. Для этого Министерство юстиции Украины направляет заверенную копию запроса прокурору для обращения к следственному судье с ходатайством о применении меры пресечения до решения вопроса об исполнении приговора суда иностранного государства. Рассмотрение и решение вопроса, связанного с избранием и применением соответствующих мер, регламентирован главой 18 настоящего Кодекса.


Источник: http://studbooks.net/58589/pravo/priznanie_ispolnenie_prigovorov_sudov_inostrannyh_gosudarstv_peredacha_osuzhdennyh_lits


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



7 Поздравление анастасии с днем рождения

Признание и исполнение суда иностранного государства Признание и исполнение суда иностранного государства Признание и исполнение суда иностранного государства Признание и исполнение суда иностранного государства Признание и исполнение суда иностранного государства Признание и исполнение суда иностранного государства Признание и исполнение суда иностранного государства

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ