Закрыть ... [X]

ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ I СТУПЕНИ
ПО ПРЕДМЕТУ
«ТВОРЧЕСТВО»
(2 ЭТАПА)
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1-23 01 08 «ЖУРНАЛИСТИКА»,
1-23 01 07 «ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ»
(ОЧНАЯ (ДНЕВНАЯ) ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ)

В 2014 ГОДУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель вступительного испытания «Творчество» – качественный отбор абитуриентов, направленный на выявление знаний и способностей, необходимых для профессиональной подготовки будущих журналистов и специалистов в сфере информации и коммуникации.
Основные задачи вступительного испытания:
1) определение уровня подготовки, творческих и аналитических способностей абитуриентов, их умения давать оценку общественным явлениям и событиям;
2) объективная оценка знаний и умений абитуриентов.
Вступительное испытание «Творчество» для специальностей 1-230108 «Журналистика» и 1-230107 «Информация и коммуникация» (дневная форма обучения) проводится в 2 этапа.
1 этап (письменно) – написание творческого сочинения. Абитуриент имеет право выбора языка сочинения (русский, белорусский). Объем сочинения – не менее 150 слов. Сочинения, написанные объемом менее 150 слов, не рассматриваются и не оцениваются. Время, отведенное на написание творческого сочинения, – 240 минут (4 астрономических часа).
2 этап (устно) – профессионально ориентированное собеседование. Собеседование состоит из двух частей: ответ на вопросы (беседа) по актуальной теме, предложенной в экзаменационном билете, и выполнение письменного задания по редактированию текста на русском или белорусском языке (по выбору). Абитуриент имеет право выбора языка собеседования (русский, белорусский).
Каждый этап вступительного испытания «Творчество» оценивается отдельно по десятибалльной шкале. Отметки за 2 этапа суммируются.

1 ЭТАП (ПИСЬМЕННО)

Требования, предъявляемые к творческому сочинению

Абитуриент должен написать публицистическое произведение в любой жанровой форме (эссе, статья, репортаж, очерк, зарисовка, корреспонденция, дневниковые записи и т.д.) и продемонстрировать в сочинении способность к осмыслению культурно-исторического опыта, ценностей отечественной и мировой культуры, пониманию тенденций развития современного общества, свою осведомленность в вопросах обществоведения, истории, культуры, публицистики, художественной литературы, а также следующие знания и умения.
1. Понимание темы и ее актуальности, видение темы в контексте эпохи, в системе координат современной жизни; умение полно и глубоко раскрыть тему.
2. Умение ясно выразить основную мысль, выстроить убедительную систему аргументации, опираясь на знания в области истории, литературы, публицистики, современной общественно-политической и культурной жизни страны.
3. Умение найти эффективное образное и стройное композиционное решение, уместно использовать средства выразительности.
4. Наличие собственной мировоззренческой позиции и умение находить нужные факты для ее представления, а также работать с фактом как основой публицистического текста: отбирать, анализировать и комментировать общественно значимые события.
5. Речь в сочинении-рассуждении должна отличаться правильностью, точностью, логичностью, выразительностью.

Примерные темы творческого сочинения

1. Ради нескольких строчек в газете.
2. Журналист, у которого я учусь.
3. Каким я вижу будущее Беларуси.
4. «Человек – целый мир...» (Ф.М. Достоевский)
5. Дороги, которые мы выбираем.
6. Давайте понимать друг друга с полуслова.

Критерии и нормы оценки 1 этапа (письменно)
вступительного испытания «Творчество» для специальностей
1-230108 «Журналистика» и 1-230107 «Информация и коммуникация»

Балл Содержание Речевое оформление Грамот-ность
1 Работа не соответствует теме, или тема не раскрыта. Нарушены смысловая связь предложений и последователь-ность в развитии основной мысли. Допускается более 8 недочётов в содержании. Работа отличается бедностью словаря, короткими однотип-ными конструкциями. Допуска-ется более 8 речевых недочётов: нарушений точности слово-употребления, логики изложе-ния, стилевого единства Более, чем на 2 балла
2 Работа не соответствует теме.
Смысловая связь предложений и последовательность в разви-тии основной мысли часто нарушаются. Допускается не более 8 недочётов в содержании. Работа характеризуется бедностью словаря, однотипностью конструк-ций. Допускается не более 8 речевых недочётов, в том числе нарушений точности слово-употребления, логики изложения, стилевого единства От 7/2 до 10/1
и 10 граммати-ческих ошибок
3 Работа частично раскрывает тему и основную мысль.
Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в ряде случаев нарушаются. Допускается не более 7 недочётов в содержании. Работа отличается бедностью словаря, однотипностью конструкций. Допускается не более 7 речевых недочётов, в том числе нарушений точности словоупотребления, логики изло-жения, стилевого единства 0/8, 1/7, 2/6, 3/5, 4/4, 5/3, 6/2, 7/1 и 7
граммати-ческих ошибок
4 Работа частично раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы.
Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в единичных случаях нарушаются. Допускается не более 6 недочётов в содержании. Работе присуща определённая бедность словаря и однотипность синтаксических конструкций. Допускается не более 6 речевых недочётов, в том числе нарушений точности слово-употребления, логики изложе-ния, стилевого единства 0/7, 1/6, 2/5, 3/4, 4/3, 5/2, 6/0,
6/1 и 6 граммати-ческих ошибок
5 Работа в целом раскрывает тему и основную мысль; имеются отклонения от темы. Выдерживаются общая смысло-вая цельность в развёртывании основной мысли, смысловая связь предложений и последо-вательность в развитии основ-ной мысли в целом соблюда-ются. Допускается не более 5 недочётов в содержании. В работе отмечаются случаи использования выразительных средств языка. Допускается не более 5 речевых недочётов, в том числе нарушений точности слово-употребления, логики изложения, стилевого единства.
0/6, 1/5, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1 и 5 граммати-ческих ошибок
6
Работа в целом раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы. Соблюда-ется последовательность раз-вития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь пред-ложений. Допускается не более 4 недочётов в содержании. Работа в целом отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразитель-ностью. Допускается не более 4 речевых недочётов, в том числе нарушений логики изложения и стилевого единства 0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1
и 4 граммати-ческие ошибки
7 Работа раскрывает тему и основную мысль. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь пред-ложений. Допускается не более 3 недочётов в содержании. Работа отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью. Допускается не более 3 речевых недочётов, в том числе в нарушении логики изложения или стилевого единства текста 0/4, 1/3, 2/1, 2/2, 3/0, 3/1
и 3 граммати-ческие ошибки
8 Работа раскрывает тему и основную мысль. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений. Допускается не более 2 недочётов в содержании. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используе-мых языковых средств, точностью, общей логичностью, выразитель-ностью, стиль работы в целом характеризуется единством использования языковых средств. Допускается не более 2 речевых недочётов — нарушения логики изложения или стилевого единства текста 2/0, 1/1, 1/2, 0/2, 0/3
и 2 граммати-ческие ошибки или 3 исправления на месте орфо-грамм (пункто-грамм)
9 Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства). Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развёртывании основной мысли, смысловая связь предложений. Допускается не более 1 недочёта в содержании. Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью, единством использования языковых средств. Допускается не более 1 речевого недочёта. 1/0, 0/1
и 1 граммати-ческая ошибка или 1—2 исправле-ния на месте орфо-грамм (пункто-грамм)
10 Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства). Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развёрты-вании основной мысли, смысло-вая связь предложений. Недочё-тов в содержании не допускается. Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью. Речевые недочёты отсутствуют
0/0, 1/0 (негрубая),
0/1 (негрубая), 1—2 исправле-ния не на месте орфограмм (пунктограмм)

Примечание: Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить отметку за сочинение на 1 балл.
2 ЭТАП (УСТНО)

2 этап вступительного испытания состоит из двух частей: собеседование по актуальной теме, предложенной в экзаменационном билете, и выполнение письменного задания по редактированию текста на русском или белорусском языке (по выбору).

Требования, предъявляемые к собеседованию по предложенной теме

Темы для устного собеседования посвящены актуальным вопросам общественно-политической, экономической и культурной жизни Республики Беларусь. На собеседовании абитуриент должен дать по возможности полные, аргументированные ответы, позволяющие продемонстрировать знания по программам дисциплин гуманитарного профиля за курс средней общеобразовательной школы, интерес к общественно-политической жизни, первичные знания о роли журналистики в обществе, об особенностях труда работника средств массовой информации, а также способность к самостоятельному творческому мышлению при оценке событий и явлений объективной реальности.
В ходе собеседования предметная комиссия может задавать дополнительные вопросы, выявляющие круг интересов, эрудицию и общий уровень культуры абитуриента, его ориентированность в СМИ и знакомство с творчеством современных публицистов, понимание специфики избранной профессии, умение быстро и оригинально решать творческие задачи.
В ходе собеседования также проводится обсуждение творческих работ абитуриента (публикаций, текстов неопубликованных материалов, фотографий, сценариев, текстов сюжетов, проектов и т.д.), которые представляются в приемную комиссию абитуриентом во время подачи документов.

Примерный перечень тем для собеседования

1. Социально-экономическая политика в Беларуси.
2. Событие, которое меня взволновало.
3. Важные политические события последнего времени в стране.
4. Важные политические события последнего времени в мире.
5. Героическая история моей страны.
6. Идеология белорусского государства и СМИ.
7. Политические партии и общественные объединения в Беларуси.
8. Система образования в Республике Беларусь.
9. Семья и общество. Демографическая ситуация в Беларуси.
10. Влияние СМИ на морально-нравственное состояние общества.
11. Духовность как основа благополучия общества.
12. Вера моих предков.
13. Толерантность как залог общественной стабильности.
14. Великие просветители Беларуси.
15. Молодежная политика и СМИ.
16. Роль печатных СМИ в жизни общества.
17. Роль телевидения и радио в жизни общества.
18. Журналистика как вид творческой деятельности.
19. Журналистика и литература.
20. Самая важная тема в журналистике для меня.
21. Почему СМИ именуют «четвертой властью»?
22. Что такое «свобода печати»?
23. СМИ будущего.
24. Творческий идеал в журналистике.
25. Влияние СМИ на общественное мнение.
26. Герой нашего времени – кто он?
27. Личность современного журналиста.
28. Реальность и творческий вымысел в работе журналиста.
29. Основные темы современной белорусской прессы.
30. Как журналистика помогает людям?
31. Молодежные издания Беларуси.
32. Белорусские информационные издания.
33. Белорусские литературно-художественные газеты и журналы.
34. Популярные передачи белорусского телевидения и радио.
35. Телевидение для молодежи: образы и смыслы.
36. Популярные теле- и радиожурналисты.
37. Если бы редактором газеты был я...
38. Реклама в жизни современного человека.
39. Роль рекламы в создании национальных промышленных брендов.
40. Современное белорусское искусство.
41. История моей «малой Родины».
42. Мои знаменитые земляки.
43. Белорусские памятники истории и культуры.
44. Что читает белорусская молодежь?
45. Двуязычие в Беларуси.
46. СМИ и спорт.
47. Роль СМИ в пропаганде здорового образа жизни.
48. Сенсация в журналистике.

Требования, предъявляемые к редактированию текста

Письменное задание предполагает анализ и правку текста на русском или белорусском языке (по выбору). Абитуриент находит и исправляет ошибки, объясняет выполненные исправления, записывает текст в исправленном виде. Абитуриент при редактировании текста должен продемонстрировать знание литературного языка, норм литературного языка и речи и их вариантов, умение находить орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки, нарушающие нормы современного языка.

Образец письменного задания по редактированию текста

Зыходны тэкст

Вядома, што найславуты акадэмік Я.Ф. Карскі ў першыню ў сваёй капітальнай працы "Беларусы" абгрунтаваў нацыянальную самастойнасць беларускай мовы, якую некаторыя даследчыкі лічылі дыялектызмам то польскай, то рускай моў. Ён даў глыбока навуковае апісанне лексікі, словаўтварэння, сінтаксісу, паклаўшы яго на трывалую гістарычную аснову.

Заўвагі да тэксту

1. Найславуты – няправільна ўтворана найвышэйшая ступень параўнання прыметніка.
2. У першыню – няправільна напісана прыслоўе.
3. Слова дыялектызм трэба замяніць на слова дыялект, паколькі дыялектызм – гэта слова якога-небудзь дыялекту, ужытае ў літаратурнай мове.
4. Няправільна выкарыстаны займеннік яго, які можа суадносіцца і са словам сінтаксісу і са словам апісанне.
Адрэдагаваны тэкст

Вядома, што славуты акадэмік Я.Ф. Карскі ўпершыню ў сваёй капітальнай працы "Беларусы" абгрунтаваў нацыянальную самастойнасць беларускай мовы, якую некаторыя даследчыкі лічылі дыялектам то польскай, то рускай моў. Ён даў глыбока навуковае апісанне лексікі, словаўтварэння, сінтаксісу, паклаўшы гэта апісанне на трывалую гістарычную аснову.

Критерии оценивания собеседования и редактирования текста


п/п Критерии Баллы
1 Абитуриент четко, грамотно и логично отвечает на поставленные вопросы, умеет отстаивать свою точку зрения, оригинально мыслит, обладает широким кругозором, демонстрирует конкурс на журналистику высокую степень профессиональной ориентации; устная речь отличается грамотностью, лексическим и грамматическим богатством, выразительностью и образностью. Абитуриентом представлены творческие работы, выполненные на актуальные темы и на высоком уровне, демонстрирующие умение абитуриента работать с идеей, проблематикой, фактом. Абитуриент нашел в редактируемом тексте все ошибки, верно исправил их; убедительно, с опорой на знание норм языка и речи, обосновал исправления; предложил хороший собственный вариант текста. 10
2 Абитуриент четко, грамотно и логично отвечает на поставленные вопросы, умеет отстаивать свою точку зрения, обладает широким кругозором, демонстрирует высокую степень профессиональной ориентации; устная речь отличается грамотностью, лексическим и грамматическим богатством, выразительностью и образностью. Абитуриентом представлены творческие работы, выполненные на актуальные темы и на высоком уровне, демонстрирующие умение абитуриента видеть и понимать проблему. Абитуриент нашел в редактируемом тексте все ошибки, верно исправил их; обосновал исправления с опорой на знание норм языка и речи; предложил хороший собственный вариант текста. 9
3 Абитуриент четко, грамотно и логично отвечает на поставленные вопросы, умеет отстаивать свою точку зрения, обладает кругозором, демонстрирует высокую степень профессиональной ориентации; устная речь отличается грамотностью, лексическим и грамматическим богатством, выразительностью и образностью. Абитуриентом представлены творческие работы, выполненные на актуальные темы и на высоком уровне, демонстрирующие умение абитуриента раскрывать тему. Абитуриент нашел в редактируемом тексте все ошибки, верно исправил их; обосновал все исправления; предложил хороший собственный вариант текста. 8
4 Абитуриент грамотно и логично отвечает на поставленные вопросы, обладает достаточным кругозором, демонстрирует достаточную степень профессиональной ориентации; устная речь отличается грамотностью, лексическим и грамматическим богатством, выразительностью. Абитуриентом представлены творческие работы, выполненные на актуальные темы и на достаточном уровне. Абитуриент нашел в редактируемом тексте все ошибки, однако не все точно исправил и недостаточно убедительно обосновал исправления; предложил хороший собственный вариант текста. 7
5 Абитуриент грамотно и логично отвечает на поставленные вопросы, обладает достаточным кругозором, демонстрирует достаточную степень профессиональной ориентации; устная речь отличается грамотностью, лексическим и грамматическим богатством, выразительностью. Абитуриентом представлены творческие работы, выполненные на актуальные темы и на достаточном уровне. Абитуриент нашел в редактируемом тексте все ошибки, однако не все точно исправил и недостаточно убедительно обосновал исправления; предложил хороший собственный вариант текста. 6
6 Абитуриент верно, но не совсем логично отвечает на поставленные вопросы, больше ориентируется на чужие мнения и точки зрения, допускает незначительные фактические ошибки, проявляет достаточный интерес к профессиональной деятельности; устная речь грамотная и выразительная. Абитуриентом представлены творческие работы. Абитуриент нашел в редактируемом тексте более половины ошибок, в целом верно исправил их, однако недостаточно убедительно обосновал исправления; допустил неточности в собственном варианте текста. 5
7 Абитуриент дает недостаточно развернутые ответы на вопросы, допускает речевые ошибки, проявляет интерес к профессиональной деятельности; устная речь в целом грамотная. Абитуриент нашел в редактируемом тексте более половины ошибок, в целом верно исправил их, однако недостаточно убедительно обосновал исправления; допустил 1-2 ошибки в собственном варианте текста. 4
8 Абитуриент дает недостаточно развернутые ответы на вопросы, допускает фактические и речевые ошибки, проявляет интерес к профессиональной деятельности; устная речь в целом грамотная. Абитуриент нашел в редактируемом тексте более половины ошибок, однако не все верно исправил или недостаточно убедительно обосновал исправления; допустил более 2 ошибок в собственном варианте текста. 3
9 Абитуриент дает неразвернутые ответы на вопросы, нелогичен и непоследователен в ответах, допускает фактические и речевые ошибки, проявляет слабый интерес к профессиональной деятельности. Абитуриент нашел в редактируемом тексте менее половины ошибок, неверно их исправил или недостаточно убедительно обосновал исправления; допустил более 4 ошибок в собственном варианте текста. 2
10 Абитуриент отвечает не по теме или отказывается от ответа, не проявляет интереса к профессиональной деятельности. Абитуриент не нашел в редактируемом тексте ошибки, неверно их исправил; допустил более 4 ошибок в собственном варианте текста. 1
11 Абитуриент отказывается от ответа. Абитуриент не сумел найти ошибки в редактируемом тексте или отказался от выполнения задания. 0

4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ АБИТУРИЕНТУ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

1. Ученова В.В. Беседы о журналистике. – М.: Молодая гвардия, 1985.
2. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 1999.
3. Шинкаренко В. Как писать в газету. – М., 2000. (Также книга доступна по электронному адресу: http://www.h2club.mirea.ru/projects/writing_to_newspaper/).
4. Вараб'ёў В.П., Дубовiк С.В. Журналiстыка ад А да Я. – Мiнск, 2002.
5. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением: Практические советы поступающим в вузы. – М.: Высшая школа, 1990.
6. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение: Книга для учащихся 10 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1987.
7. Скоркина Н.М. Сочинение на медаль. 9-11 класс. – Волгоград: Издательство «Учитель-АСТ», 1999.
8. Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант: Учебное пособие для абитуриентов и их родителей. – Нижний Новгород: Деком, 1996.
9. Как написать сочинение. Из опыта вступительных экзаменов в МГУ имени М.В.Ломоносова. В помощь абитуриенту. – М.: МГУ, 2006.
10. Юрэвіч, А.К. Стылістыка беларускай мовы / А.К. Юрэвіч. – Мінск, 1992.
11. Рагойша, В.П. На шляху да Парнаса: даведнік маладога літаратара / В.П. Рагойша. – Мінск, 2003.
12. Развивайте дар слова: пособие для учащихся / сост.: Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1982.
13. Праскаловіч, В.У. Выкажыся, каб я цябе ўбачыў!: (Мастацтва вусных выказванняў): 9-ы кл.: дапам. для настаўнікаў агульнаадукац. устаноў з беларус. і рус. мовамі навучання / В.У. Праскаловіч, В.В. Кушнярэвіч. – Мінск, 2010.
14. Міхневіч, А.Я. Слоўка за слоўкам: алфавітны даведнік па культуры беларускай мовы для ўсіх / А.Я. Міхневіч, Л.П. Кунцэвіч, Ю.В. Назаранка. – Мінск, 2006.
15. Савко, И.Э. Русский язык. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы / И.Э.Савко. – Минск: «Харвест», 2008.
16. Мурашов, А.А. Культура русской речи: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. профиля / А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий. – М.: Просвещение, 2006.
17. Русецкий, В.Ф. Живая риторика: готовимся к публичному выступлению / В.Ф.Русецкий, Т.В.Игнатович, Е.Е.Долбик. – Минск: Белорус. ассоц. "Конкурс", 2010.


Источник: http://www.abit.grsu.by/54-vysshee/kak-postupit/programmy-vstupitelnykh-ispytanij-dlya-postupayushchikh/337-tvorchestvo-zhurnalistika-infokom-dorabotannaya.html



Рекомендуем посмотреть ещё:



Институт журналистики Белорусского государственного университета Картинки открытки гифки

Конкурс на журналистику Конкурс на журналистику Конкурс на журналистику Конкурс на журналистику Конкурс на журналистику Конкурс на журналистику Конкурс на журналистику


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ