Закрыть ... [X]


Ольга Благодарёва


ЭССЕ
                                       
                                        "Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет..."
                                                                   (А.С. Пушкин)
                                     
   
 
   Стихи...
   Я всегда их любила – наверное, ещё с тех самых пор, как впервые (лет в пять) научилась читать. И это, конечно же, были замечательные стихи А.Барто, С.Маршака, К.Чуковского, которые имелись в нашей скромной домашней библиотеке.
   
   А может, я полюбила их, слушая, как замечательно читала мама – она и сама их очень любила, особенно – Пушкина и Лермонтова, многое знала наизусть – помнила ещё со школы: и "Бородино", и "Парус", и "Сказку о царе Салтане", и "Я вас любил", и целые отрывки из "Евгения Онегина". И до сих пор помнит, несмотря на довольно преклонный возраст!
   
1
   Сама я пишу стихи (если это стихи!) уже давно (как и многие – со школы), но при этом... никогда не считала себя ПОЭТОМ! – ну вот, опять в рифму! 
   Пегас, Лира, Муза, Метафора, Гипербола, Эпитет... – какие звучные и красивые слова, так и хочется писать их с заглавной буквы! И всё ЭТО – верные спутники Настоящих Поэтов!
   Вообще, я часто (и раньше, когда только начала пробовать писать стихи, и теперь, придя сюда) думаю над тем, А ЧТО же ТАКОЕ СТИХИ?   
   
   Вопросы, вопросы!.. Извечные вопросы: зачем пишутся стихи, какие из них – "первого уровня", какие –  десятого, по какой шкале ценностей вообще их нужно писать и рассматривать – и т.д.
   Конечно, прежде всего, стихи – это МЫСЛИ и ЧУВСТВА в некой совершенно особой
/словесной!/ оболочке. Даже, наверное, чувства, эмоции – в первую очередь! Ведь именно те или иные чувства (радость, восторг, отчаяние, боль) заставляют нас браться за ручку, карандаш или... мышку компьютера! И творить, писать!
   Это рождается в душе спонтанно, независимо от нашего желания, возраста, пола, времени года и суток!
   И, мне кажется, что каждый человек в душе – поэт, художник-творец. Только вот не каждый считает себя поэтом и решается на обнародование своих творений.
   Одни начинают писать чуть ли не с пелёнок. Другие – в довольно зрелом возрасте, иногда даже... стыдясь этого и скрывая от всех свою... "слабость"!
   Интересно пишет о поэзии Варлам Шаламов в своём стихотворении "Поэзия – дело седых":
   "Поэзия – дело седых,
   Не мальчиков, а мужчин,
   Израненных, немолодых,
   Покрытых рубцами морщин..."
   Конечно, он прав, потому что каждое стихотворение  – это выраженное словами состояние души в определенный отрезок времени жизни.
   А ещё у поэта должна быть... "ИСКРА БОЖЬЯ" – т.е. ТАЛАНТ! Без него – ну никак!
   
   И вот что я по этому поводу однажды написала:
   Мы все
          на скрипке Жизни –
                   музыканты,
   Мелодия
          у каждого –
                   своя.
   У каждого
          найдёте Вы
                   таланты!
   А может быть...
           талантлива
                   и я!?!
   Надеюсь, это не очень нескромно?
2   
   
   Многие профессионалы (филологи, литературоведы, поэты) уверяют, что в стихах главное... – это рифма, ритм, размер.
   И В.Маяковский утверждает: "Ритм – это основная сила, основная энергия стиха" ("Как делать стихи").
   И словно в унисон с ним пишет и московский поэт Вадим Вуколов в своём стихотворении "Кто водит рукою поэта?":
   "Сверкают, как радуга, рифмы,
   Звучит за пределами слов
   Волшебная музыка ритма,
   Застывшая в гранях стихов..."
   Но, я думаю, это... не совсем так!
   
   Почему? Да ведь, как я уже сказала, в хороших стихах главное – это искренние ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ и ДУША, а не только тот или иной размер или рифма!
   
   Иногда всё ЭТО присутствует, а читать такие стихи не очень хочется – слишком уж они красивые, правильные, академические и... бесчувственные! И поэтому они ничего не оставляют ни в сердце, ни в душе, ни в памяти!..
   
3   
   
   Каких только стихотворных видов и жанров нет!
   Однажды я познакомилась с ТРИОЛЕТами и даже попробовала их писать. Это довольно интересный вид стихотворений, хотя некоторые считают его несерьёзным. Но темы-то можно брать любые, кому что больше нравится! Я написала шуточные, как пародии на... саму себя!
   Вот один из них:
   Как я себя любимую люблю! –
   Как можно не любить красу такую?
   Я капельку сама к себе ревную!
      Как я себя любимую люблю!
   Я от любви к себе… немножечко кайфую,
   И невнимания к себе я не терплю:
   Как я себя любимую люблю! –
      Как можно не любить красу такую?!?
   Существуют ещё и т.н. БЕЛЫЕ СТИХИ – не имеющие рифмы, но обязательно обладающие определённым размером, ритмом – т.е. ритмичные.
   Их всё равно приятно читать и попробовать почувствовать то, что чувствовал автор или его Лирический Герой (что иногда или часто сливается воедино!)
   Белые стихи, в отличие от безрифменных, – это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как таковой:
   
    "Приди – открой балкон. Как небо тихо;
   Недвижим тёплый воздух, ночь лимоном
   И лавром пахнет, яркая луна
   Блестит на синеве густой и тёмной,
   И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
   (А.С.Пушкин. "Каменный гость")
 
   Есть ещё и ВЕРЛИБР, не подчиняющийся правилам классического стихосложения. состоящий из строк, каждая из которых качественно не зависит от предыдущей. Рифмы здесь нет вообще! Ритм присутствует.
   
   Верлибр – это всё же ПОЭЗИЯ, хотя и безрифменная, "свободная"!
   
   Но при этом верлибр требует высокого поэтического уровня или необычайной эмоциональной интуиции. Потому-то хорошие верлибры – большая редкость в наши дни!
   
   А вот известный верлибр у А.Блока:
   "Она пришла с мороза,
   Раскрасневшаяся,
   Наполнила комнату
   Ароматом воздуха и духов,
   Звонким голосом
   И совсем неуважительной к занятиям
   Болтовнёй..." - и т.д.
   И кто знает, может быть, как раз сейчас, когда "избиты рифмы" (как я написала в стих-ии "Я не поэт..."), пришло именно ЕГО время – время удивительного, сложного, загадочного и прекрасного ВЕРЛИБРА?
   
   Дерзайте, господа поэты!
 
4   
   
   Душа и духовность, творческий полёт и фантазия, отсутствие внешних запретов и внутренних границ и препятствий – вот что обязательно есть и должно быть в хороших стихах.
   Сочинить ХОРОШИЕ СТИХИ "на потребу публике", по-моему, нельзя. Я пробовала, но... не ТО! Как-то искусственно всё!..
   И он (результат) иногда бывает непредсказуемым и неожиданным! Иногда – приятным, иногда – не очень. Люди самокритичные всегда чувствуют, хорошо или плохо у них получилось.
   А что такое вообще "ПЛОХИЕ" стихи? Имеют ли они право на существование? И имеем ли мы право называть чьи-то творения – их ума и сердца – ПЛОХИМИ?!?
   
   Ответы могут быть самыми разными! Но точного не знает и не даст, пожалуй, никто!.. То, что одним не нравится, других приводит в восторг! Видела подобное не раз, и ЗДЕСЬ – тоже. Сотни, тысячи рецензий на посредственное и несколько штук – на сильные, поистине хорошие (ИМХО) стихи!..
 
 
5   
   
   Вот и я не знаю, КТО я: стихо/творец? рифмо/плёт?
   А может... слово/блуд? – вот словечко-то кто-то придумал, Господи прости!
   А на вопрос: "Как Вы пишете стихи?" я ответила однажды... своими же стихами:
   Стихи не пишутся,
             когда всё в жизни гладко.
   Они ко мне
             приходят незаметно,
   Когда мне больно,
             иль грущу украдкой,
   Иль влюблена
             в кого-то безответно...
   Или так:
   Когда грущу порою
   И мысли стайкой бродят,
   Я лишь глаза закрою... –
   Ко мне стихи приходят!
   Слова ложатся в строчки,
   Плетутся кружевами,
   А запятые, точки...
   Ложатся рядом... сами!
   А прекрасный поэт, которого я недавно обнаружила на этом сайте, – Владимир Иванов – в одном из своих замечаний, отвечая  на рецензию к его стихотворению "Если можешь не писать..." сказал: "...не надо спешить вылить на бумагу то, что еще не созрело, помучайся, потерзайся, а может быть, даже уединись и т.д..."
   Но иногда ведь просто не терпится что-то выложить, даже ещё и... "сырое", правда?!
   Конечно, потом не раз возвращаешься к написанному и редактируешь, "шлифуешь", как огранщик – камни, чтобы твоё творение засверкало, как бриллиант, и радовало глаз и слух, грело сердце и душу.
   И тогда это и будут СТИХИ!
© Ольга Благодарёва, 2012   
   
N.B.!
   Репостинг со ссылкой на моё эссе приветствуется!   
   
   +ПРИЛОЖЕНИЕ
   ТРИОЛЕТ — ТРИОЛЕ;Т (франц. triolet — тройной) — твердая (каноническая) стихотв. форма, представляющая собой 8-стишие на 2 рифмы, в к-ром 1-й и 2-й стих повторяются как 7-й и 8-й и, кроме того, 1-й стих повторяется ещё и как 4-й…
   Схема классического триолета: АББА БААБ
   (Гуманитарный словарь)
   БЕЛЫЙ стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.
Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками: так, применительно к древнегреческой поэзии, в которой нечто похожее на рифму возникало разве что в виде исключения, о белом стихе говорить не принято.
В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах.
   В XX веке употребительность белого стиха в русской поэзии идёт на спад, и его появление обычно свидетельствует о сознательной стилизации.
   Свободный стих, ВЕРЛи;БР (фр. vers libre) — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.
   (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
                                          
   
                                          
                                           Фотокартина - из Инета.
                                           Спасибо автору!1
   

© Copyright: Ольга Благодарёва, 2012
Свидетельство о публикации №212092401224

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Ольга Благодарёва

Рецензии

Написать рецензию

познавательная статья, поэтам рекомендую. Спасибо.
Дария Джумагельдинова   02.11.2017 18:00     Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Правда? :)
И Вам спасибо, Дария!
Ольга Благодарёва   02.11.2017 18:35   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Ольга Благодарёва

Авторы   Произведения   Рецензии   Поиск   Вход для авторов   Регистрация   О портале       Стихи.ру   Проза.ру


Источник: http://www.proza.ru/2012/09/24/1224



Рекомендуем посмотреть ещё:



Вошла Она. И в ресторане Вдруг разговор мгновенно стих. Промолвил вслед Плакат на тему будь здоров

Имеет кто то же таких стих Имеет кто то же таких стих Имеет кто то же таких стих Имеет кто то же таких стих Имеет кто то же таких стих Имеет кто то же таких стих

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ